АКЦИЗ (от лат. accidere - обрезать; фр. accise; англ. excise, excise-duty) - один из видов косвенного налога на товары или услуги, включаемого в цену или тариф. Выборочный А. распространяется на определенный круг товаров и услуг массового спроса и предметов роскоши. А. в широком значении - универсальный А. - представляет собой налог с продаж и налог на добавленную стоимость.>
|
БЕСПОШЛИННЫЙ ВВОЗ (англ. duty free importation, imports in bond) - ввоз на территорию данной страны товаров, ценностей и иных предметов без уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов.
|
ВЕТЕРИНАРНОЕ И САНИТАРНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА - документы, удостоверяющие незараженность ввозимых в данную страну товаров и транспортных средств. Истребуются соответствующими карантинными и таможенными органами в целях предотвращения заноса в страну импорта различных заболеваний, переносчиками которых могут быть животные, птицы, сырье животного происхождения, свежие фрукты и др. товары; выдаются органами ветеринарного или санитарного надзора в стране отгрузки товара. См. также карантинный надзор.
|
ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ - 1) обязательное условие производства таможенного оформления. Товары и транспортные средства с момента предоставления таможенному органу Российской Федерации и до их выпуска либо предоставления лицу в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на В.х. под таможенным контролем, приобретая статус находящихся на В.х. автоматически с момента и в силу их предоставления таможенному органу. При ввозе предоставление выражается в уведомлении таможенного органа перевозчиком или уполномоченным им лицом о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ либо к месту доставки. При вывозе предоставление выражается в уведомлении таможенного органа лицом, перевозящим товары, либо перевозчиком, либо уполномоченными ими лицами о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки (место производства таможенного оформления). В.х. осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях, на открытых площадках и иных местах - складах временного хранения; 2) стадия (этап в порядке производства) таможенного оформления с момента предоставления товаров и транспортных средств таможенному органу РФ до их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом. Сроки В.х. устанавливаются таможенным органом исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации, характера товара и используемого транспортного средства. Срок В.х. является сроком таможенного оформления, причем непринятие мер по обеспечению выпуска или получению в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров, срок нахождения которых на складе превысил установленный срок, влечет конфискацию этих товаров.
|
ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (ВЫВОЗ) - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Разрешение на В.в.(в.) товаров предоставляется таможенным органом РФ при наличии возможности обеспечения их надежной идентификации и в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ.
|
ГРУЗОВАЯ НАКЛАДНАЯ - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора и условия воздушной перевозки груза, а также принятие перевозчиком груза от отправителя. См. также накладная авиагрузовая.
|
ГРУЗОВАЯ ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - унифицированный документ для таможенных целей, заполняемый на каждую партию товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации участниками внешнеторговых операций независимо от их резиденства, юридического статуса, местоположения, пользования таможенными льготами. В Г.т.д. указываются: вид внешнеторговой операции, реквизиты, отправитель и получатель товара, валюта платежа, общая фактическая стоимость и др. реквизиты, раскрывающие всю сущность товара и валютной выручки. Она решает задачи таможенного обложения, имеет контрольную функцию, подлежит статистической обработке. Совпадая по форме с Единым административным документом (ЕАД), Г.т.д. не имеет формально-юридического признания за пределами РФ по причине расхождения в применяемых классификаторах.
|
ДЕКЛАРАНТ - лицо, перемещающее товары через таможенную границу, и таможенный брокер (посредник), заявляющие (декларирующие), представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства для целей таможенного оформления от своего имени. В Российской Федерации Д. может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ.
|
ДЕМЕРРЕДЖ - предварительно согласованная дополнительная плата владельцу судна со стороны грузовладельца (фрахтователя).
|
ДЕТЕНШЕН - время простоя судна после контрсталии; в отличие от демереджа, убытки от простоя в этом случае оплачиваются не частично, а полностью.
|
ДОСМОТР ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - один из элементов таможенного контроля, которому подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу данной страны, за исключением особо предусмотренных случаев; при этом могут применяться технические средства, не причиняющие ущерба товарам и транспортным средствам. См. также таможенный контроль.
|
ИМПОРТ ТОВАРОВ (от лат. importare - ввозить; англ. import) - ввоз в страну товаров, технологий, услуг (платное пользование услугами иностранных фирм), капитала (в форме предоставления кредитов и займов) иностранного происхождения непосредственно из страны-продуцента или из страны-посредника для реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. Различают И. видимый (ввоз материальных ценностей) и И. невидимый (затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, туризм, страхование, услуги, а также денежные переводы юридических и физических лиц за границу). И. регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенным тарифом, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.
|
ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА (англ. duty on import) - таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в данную страну товаров и транспортных средств. Применяется для пополнения государственных доходов, защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров, а также с целью создания преимуществ для отдельных государств, выполняя соответственно фискальную, протекционистскую и преференциальную функции. Ставка И. п., как правило, изменяется в сторону увеличения в зависимости от степени обработки товара (для сырья ниже, чем для готовых изделий).
|
ИНКОТЕРМС (англ. Incoterms) - изданный Международной торговой палатой сборник международных торговых терминов, обобщающий опыт мировой коммерческой практики; в настоящее время действует в редакции 2010 г.
|
КАРАНТИННЫЙ НАДЗОР (от итал. guaranta giomi; англ. guarantine regulations) - комплекс санитарно-охранных мероприятий для предупреждения (недопущения) распространения (занесения из-за границы) инфекционных заболеваний, сельскохозяйственных болезней и вредителей. К. н. подвергаются грузы растительного и животного происхождения, тара и упаковочные материалы, транспортные средства. Соответствующие импортные грузы должны иметь карантинные (ветеринарные) свидетельства от соответствующих учреждений страны-экспортера. См. также ветеринарное и санитарное свидетельства.
|
КВОТИРОВАНИЕ (англ. quoting) - количественные ограничения производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему или по стоимости), вводимые межгосударственными и национально-государственными органами с целью регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей; относится к числу традиционных мер нетарифного регулирования и осуществляется согласно установленным импортным и экспортным квотам по лицензиям, копии которых прилагаются к таможенным декларациям наряду с другими документами, необходимыми для таможенных целей.
|
КОНОСАМЕНТ - (фр. connaissement; англ. bill of lading) - разновидность ценных (товарных) бумаг; расписка агента транспортной фирмы (судна, самолета) грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения ее предъявителю. В К. указываются: наименование транспортного средства, перевозчик, отправитель, получатель, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и др. причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К., число составленных экземпляров. Передача К. осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предъявителя) и равносильна передаче груза. К. является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением.
|
КОНОСАМЕНТ СКВОЗНОЙ (англ. through bill of lading) -коносамент, который выдается в случае доставки груза по назначению не непосредственно данным судном, а с перевалкой на другое судно или другое транспортное средство (автотранспорт, железная дорога); осуществляется по договоренности разных перевозчиков о совместной перевозке грузов или одним перевозчиком, который обслуживает несколько пересекающихся между собой линий; типичен при контейнерной перевозке.
|
КОНТЕЙНЕР - 1) транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление), представляющее собой полностью или частично закрытую емкость объемом не менее 1 м3, предназначенную для помещения в нее грузов; имеет постоянный характер и в силу этого отличается достаточной прочностью, чтобы служить для многократного использования; легко загружается, разгружается и перегружается; облегчает перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки; 2) любое оборудование, служащее для унификации грузов, например: все типы К. и/или вагонов платформ международного и других стандартов, прицепы, обменная тара, ролкерное оборудование и т.д., и относящееся к любым видам транспорта.
|
КОНТРСТАЛИЯ - время простоя судна в порту сверх обусловленного договором морской перевозки в связи с ожиданием погрузки или выгрузки, либо под грузовыми работами. К. оплачивается по специальной ставке - демерреджу.
|
ЛАЙНЕР-АУТ - условие поставки, при котором судно несет расходы по выгрузке в порту назначения.
|
НАКЛАДНАЯ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ - договор перевозки груза автомобильным транспортом. При международной перевозке составляется в четырех экземплярах. Первый из них остается у грузоотправителя, второй - следует с грузом, третий и четвертый - остаются у перевозчика.
|
НЕГАБАРИТНЫЙ ГРУЗ - груз, как в упаковке (таре), так и без нее, длина ширина или высота которого превосходит допустимые при транспортировке обычные размеры.
|
ПАРТИЯ (англ. lot) - товары или имущество, направляемые в адрес одного получателя по одному транспортному документу (накладной, коносаменту и т. д.) в соответствии с транспортными правилами, а также пересылаемые по одной почтовой накладной или перемещаемые в ручной клади или багаже одного лица, следующего через границу.
|
ПЕРЕВОЗЧИК (англ. carrier) - любое лицо, либо фактически перемещающее товары, либо принявшее на себя по договору перевозки прямые (посреднические) обязательства в осуществлении перевозки железнодорожным, автомобильным, морским, воздушным, речным транспортом или их комбинацией, либо являющееся ответственным за оборудование и использование транспортных средств, либо несущее ответственность за транзит товаров и т.д.
|
ПОШЛИНА (англ. duty, tax) - налог, взимаемый государственными учреждениями при осуществлении определенных действий, например нотариальных, регистрации предприятий, регистрации прав собственности и др.
|
СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА (англ. quality certificate) - сопроводительный документ, подтверждающий соответствие товара показателям качества, техническим характеристикам, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора; обычно выдается предприятием-изготовителем либо экспортером.
|
СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА, ИЛИ СЕРТИФИКАТ "ПРОИСХОЖДЕНИЯ" (англ. certificate of origin) - выдаваемое торговыми палатами или аналогичными учреждениями свидетельство, удостоверяющее, что данный импортируемый товар изготовлен в данном месте.
|
СРОК ДОСТАВКИ (англ. delivery time) - срок, в течение которого принятые к перевозке между таможнями товары и документы на них должны быть доставлены в таможню места назначения. С.д. устанавливается в соответствии с обычными сроками поставки исходя из возможностей вида транспорта, используемого для такой перевозки, намечаемого маршрута и других условий транспортировки.
|
СТИВИДОР - юридическое или физическое лицо, осуществляющее погрузку/выгрузку судов. С. нанимается судовладельцем или фрахтователем. Если судовладелец оплачивает стивидорные работы, то их стоимость включается во фрахтовую ставку.
|
СЮРВЕЙЕР - инспектор или агенту по осмотру и оценке застрахованного имущества.
|
ТАЛЬМАН - лицо, ведущее подсчет товара при его погрузке на судно или выгрузке с него. Подсчет ведется при приеме и сдаче товаров, перевозимых посчету грузовых мест. На основе документов по учету грузов происходит разбор претензий и рисков, связанных с недостачей груза.
|
ТАЛЬМАНСКАЯ ЗАПИСКА - грузовой документ, удостоверяющий количество груза и его состояние при приеме на судно или сдаче в порту назначения.
|
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ (англ. customs payments) - различные виды таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, выплат и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.
|
ТРАНСПОРТНЫЙ ТЕРМИНАЛ - железнодорожный терминал, товарная станция, контейнерный терминал или площадка, грузовой терминал многоцелевого назначения или любой аналогичный приемный пункт.
|
УПАКОВОЧНЫЙ ЛИСТ - документ, содержащий перечень всех видов и сортов товара, находящихся в каждом товарном месте (ящике, коробке, контейнере).
|
ФРАХТ - одна из форм оплаты морской перевозки грузов либо использования судна в течение определенного периода времени.
|
ФРАХТОВАНИЕ< - разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским, речным, авиационным или автомобильным
|
BAF (Bunker Adjustment Factor или Bunkering Adjustment Fee) - надбавка за бункерное топливо, исчисляемая в USD за TEU (1x20' контейнер). Проще говоря, это судоходной линии «на бензин». Судну, для того чтобы покрыть маршрут из пункта А в пункт В, требуется N тонн топлива. Топливо стоит $F.00. Значит, судоходной линии нужно N*F долларов. На судне в среднем перевозится 6000 TEU. Далее следует простое арифметическое действие: BAF=N*F/6000. BAF изменяется в зависимости от биржевой цены за баррель.
|
CAF (Currency Adjustment Factor) – поправка на курсы валют, исчисляемая в процентах от базовой ставки морского фрахта. Тут все просто: ставка котируется в долларах США. Курс нестабилен, постоянно колеблется. Линии, чтобы защитить себя от возможных убытков при колебаниях, добавляют определенный процент CAF. Своего рода «страховочная вилка».
|
ISPS или SEC (security charges) – портовый сбор за безопасность. Страховка есть страховка. Линия имеет право обезопасить себя, чего и желает своим Клиентам. И мы им желаем того же. Никто не застрахован от пиратов, пожаров, военных действий в Персидском заливе. Деньги небольшие, зато Заказчик чувствует себя спокойнее, хотя бы от того, что в случае непредвиденного обстоятельства непреодолимой силы не он, Заказчик будет разбираться с юристами, а его страховая компания.
|
GRI (General Rate Increase) – «надбавка за возрастающий, либо крайне уменьшающийся объем перевозок чтобы, как правило, компенсировать затраты на ввод дополнительных судов в эксплуатацию, либо вывода из эксплуатации на некоторое время нескольких судов, а также чтобы компенсировать недогруженность судов в непиковые месяцы». Так объясняют эту надбавку судоходные линии. На самом деле это тоже страховка. В один прекрасный момент владельцы линии видят, что маршрут приносит недостаточно прибыли, или вообще становится убыточным. Чтобы не снимать маршрут, как убыточный, линии просто повышают ставку на определенную сумму, причем это делают все линии, и оговаривается GRI на специальном консилиуме.
|
Также стоит отметить, что в летне-осенний период вводится набавки:
|
PSS (Peak Season Surcharge) в связи с возрастающим объемом перевозок. Здесь действует закон спроса-предложения. Конец лета и начало осени – это самый сезон на импорт. Линии это понимают не хуже других: если есть спрос на продукт, в нашем случае определенный маршрут следования грузов, то на спрос можно поднять цены;
|
PCS (Port Congestion Surcharge) – «в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта». Тут все очень похоже на PSS, но инициатором повышения цены является порт, а не линия;
|
WNS (winter surcharge) – надбавка за ледовую проводку в портах с замерзающими акваториями, так называемый «ледовый сбор». Вообще-то в портах Украины, таких как Одесса и Ильичевск это бывает редко, однако бывает и такое. У нас в стране вводится редко, в период, как правило, с середины января по конец февраля (пик Крещенских морозов). Но вводится нерегулярно, зависит от температуры и погодных условий. Деньги идут на оплату работ ледокольных команд, которые расчищают доступ судна к терминалам выгрузки.
|
Ниже приведены другие возможные сокращения, упоминаемые в морской логистике:
|
При международных отправках морскими линиями используются следующие аббревиатуры:
|
FIOS (Free in/out) - погрузка и выгрузка за счет отправителя;
|
FILO (Free in/Liner out) - погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии;
|
LIFO (Liner in/Free out) - погрузка за счет линии, выгрузка за счет отправителя;
|
LI-Door (Liner in / Door) - (погрузка в порту за счет линии – "дверь" клиента);
|
LILO (Liner in/out) - погрузка и выгрузка за счет линии – полные линейные условия.
|
В зависимости от условий работы морской линии или конкретного порта, к тарифу могут прибавляться следующие надбавки:
|
BFR - морской фрахт;
|
C.O.C - (Сarrier's Оwned Container) - контейнер является собственностью перевозчика;
|
CUC (Chassis Using Charge) - сбор за пользование шасси;
|
DOCS - (documentation) сбор за оформление документов;
|
FCL (Full Container Loading) - целый контейнер;
|
FICY (Free in/Container yard) - без погрузки в порту – до контейнерного терминала;
|
ETD - (Estimated Time of Departure) - ожидаемая дата отправки;
|
ETA - (Estimeted Time of Arrival) - ожидаемая дата прибытия;
|
ISPS - сбор за безопасность в порту;
|
LCL (Less Container Loading) – контейнер не целиком, сборный груз ;
|
POL (Port of Loading) - порт погрузки;
|
POD (Port of Delivery) - порт назначения;
|
SEA (seafreight),O/F(oceanfreight)- морской фрахт;
|
S.O.C (Shipper's Owned Container) - контейнер является собственностью клиента;
|
S.T.C. (Said To Contain) - заявлено что содержит ;
|
THC (terminal handling charges) - перегрузка в порту;
|
Wharfage – портовая пошлина;
|
Международные аббревиатуры для надбавок:
|
BAF Bunker Adjustment Factor – индексация изменения цен на топливо;
|
BAS Base Rate – основная, базовая ставка;
|
CAF Currency Adjustment Factor – индексация курсовой разницы валют, исчисляемая в процентах;
|
DDF Documentation Fee - Destination - сбор за оформление документов и ряд других в порту назначения;
|
DHC Handling Charge - Destination – расходы по выгрузке в порту назначения;
|
DTA Transport Arbitrary - Destination - случайные транспортные расходы в порту назначения;
|
EMF Equipment Management Fee - (перевод) сбор управлению оборудованием;
|
ERS Emergency Risk Surcharge - непредвиденные расходы на штрафы;
|
IHE Export Inland Rate - (перевод) - экспортная внутренняя ставка;
|
ODF Documentation Fee - Origin - сбор за оформление документов и ряд других в стране происхождения;
|
OHC Handling Charge - Origin - расходы по выгрузке в порту происхождения;
|
OTA Transport Arbitrary - Origin - случайные транспортные расходы в порту происхождения;
|
PAE Port Additionals / Port Dues - Export - дополнительные экспортные пошлины в порту;
|
PSI Port Security Charge - Import - расходы на безопасность в порту при импорте;
|
PSS Peak Season Surcharge - летнее-осенний период вводится набавка PSS в связи с возрастающим объемом перевозок ;
|
SER Carrier Security Charge - расходы на безопасность груза во время перевозки;
W |
NS Winter Surcharge – надбавка за ледовую проводку в замерзающих портах (например, Одесса) – вводится, как правило, с середины января по середину февраля или в другое время, в зависимости от температурных и погодных условий в указанном порту. |